Достопримечательности Золотого кольца России
Свои «визитные карточки» есть у Ярославля и Суздаля, Костромы и Владимира, Ростова, Сергиева Посада и множества других городов, составляющих большой и малый маршруты. На экскурсии по Золотому кольцу туристы в первую очередь спешат увидеть самые известные памятники культуры и архитектуры.
Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад)
История Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке, когда на холме Маковец братья Стефан и Варфоломей построили Свято-Троицкую церковь и монашеские кельи. Степан со временем покинул брата, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия Радонежского. Троицкий монастырь вскоре стал основным духовным центром русских земель. Долгое время единственной каменной постройкой на его территории оставался Троицкий собор, возведённый над гробницей Сергия Радонежского. В XV столетии была также построена каменная трапезная, а в XVI веке на монастырской земле возвели Успенский собор.
Период расцвета обители наступил при императрице Елизавете Петровне. Именно в период её царствования монастырь стал лаврой. На территории современной России сегодня находится две лавры. Вторая расположена в Санкт-Петербурге — Александро-Невская. Троице-Сергиева Лавра стала знаковой достопримечательностью и богатейшим монастырём Руси с храмовыми постройками, собственной типографией, конюшнями, мастерскими и торговыми рядами. На её территории возводились усыпальницы знатных русских фамилий, в соборах хранились мощи святых.
Архитектурный облик лавры менялся на протяжении нескольких столетий, сооружения возводились лучшими представителями русского зодчества. С 1993 года архитектурный ансамбль достопримечательностей лавры находится под охраной ЮНЕСКО. Сегодня в его состав входят Свято-Троицкий и Успенский соборы, несколько церквей, построенных с XV по XVIII век, храм Соловецких, Серапионова палатка, Успенская часовня.
Музей-заповедник Абрамцево (Сергиев Посад)
Помещичья усадьба Абрамцево, интересный памятник дворянского зодчества, расположена в живописном месте Сергиево-Посадского района. Находится она в 60 километрах к северо-востоку от Москвы. В 40-х гг. XIX века имение приобрёл известный русский писатель и литературный критик Сергей Аксаков, которого потрясла тихая красота местных пейзажей. Во времена Аксакова усадьбу нередко посещали известные писатели и поэты, в Абрамцеве гостили актёры, литературоведы, фольклористы. Здесь подолгу жил Николай Гоголь, и даже читал в этих стенах отрывки из создаваемой им поэмы «Мёртвые души».
Во второй половине XIX века новым владельцем имения стал известный меценат и культурный деятель Савва Мамонтов. При нём усадьба стала меккой для представителей изобразительного творчества. На территории имения были открыты мастерские по производству керамики и деревянной резьбы, создан Абрамцевский художественный кружок. Усадебные стены, в которых ставились оперные спектакли, слышали голос Фёдора Шаляпина. Здесь гостили среди русских пейзажей, создавая свои великие произведения Исаак Левитан, Валентин Серов, Василий Поленов, Михаил Врубель и другие мастера живописи. Абрамцево увековечено в знаменитой картине Серова «Девочка с персиками». Интересно, что прообразом девочки стала дочь Мамонтова, Вера. А сами персики были собраны с приусадебного дерева.
После Октябрьской революции основная архитектурная достопримечательность Абрамцева была национализирована, а территория площадью 50 гектаров превращена в государственный музей-заповедник. Здесь разбит роскошный парк и сохранены объекты архитектуры прошлых веков, в том числе «врубелевская» скамья, церковь Спаса Нерукотворного, баня и другие постройки. Музейное собрание включает 25 тысяч экспонатов — картины, документы, фотографии.
Кремль (Ростов Великий)
Ростовский кремль возводился в XVII веке как митрополичья резиденция. На территории, предназначенной для кремлёвских построек, к этому времени уже находился основной храм сегодняшнего кремля — Успенский собор. Один за другим по периметру крепостных стен и в центре кремля строились белокаменные храмы, в том числе надвратные. Основной архитектурный ансамбль условно делился на три части:
- Соборную площадь;
- Владычий двор;
- Митрополичий сад.
Церкви Воскресения, Спаса на Сенях, Одигитрии, Иоанна Богослова, Григория Богослова украшают кремлёвский ансамбль и в наши дни. К самым интересным достопримечательностям относится звонница Ростовского кремля. Для неё было отлито полтора десятка колоколов, самый большой из которых весит более 30 тонн. Каждый из колоколов обладает собственным звучанием, и колокольный хор звонницы непередаваемо красив.
После того как в конце XVIII столетия митрополичьи палаты были перенесены в Ярославль, Ростовский кремль утратил своё значение, но продолжал содержаться на средства казны. В 60-х гг. прошлого века, когда было создано главное Золотое кольцо, кремлёвский ансамбль стал основной достопримечательностью маршрута. В конце столетия Ростовский кремль вошёл в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Фотографии Ростовского кремля и его сооружений весьма узнаваемы для широкой публики. Именно здесь снимались панорамы старой Москвы при создании всенародно любимой кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию».
Спасо-Евфимиев монастырь (Суздаль)
Мужской монастырь на суздальской земле основан в XIV веке князем Борисом Константиновичем. Строился он как оборонительное укрепление для защиты северных сторон города. Первоначальный монастырский ансамбль, полностью деревянный, не сохранился. В XVI столетии на территории обители началось каменное строительство, в том числе была заменена деревянная ограда, что позволило увеличить площадь монастыря.
По периметру крепостная стена с башнями имеет протяжённость 1,2 километра. Основная, прямоугольная, Проездная башня достигает высоты 22 метра. В это же время была построена главная святыня монастырского зодчества — белокаменный Спасо-Преображенский храм. Ценнейшие фрески на стенах храма прекрасно сохранились до наших дней. Сам монастырь также долгое время назывался Спасо-Преображенским, а нынешнее название он получил в честь первого игумена — Евфимия Суздальского. Главное звено монастырской архитектуры составляют:
- церкви — Благовещенская надвратная, Успенская трапезная, Никольская;
- корпуса — Братский и Архимандритский;
- звонница.
На территории обители находится усыпальница с памятником и часовней, где похоронен национальный герой Руси Дмитрий Пожарский. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря вместе с другими достопримечательностями Суздаля находится под охраной ЮНЕСКО.
Музей деревянного зодчества (Суздаль)
Интересный музей под открытым небом на берегу реки Каменки создан в 60-е гг. прошлого столетия. Его целью стало сохранение аутентичных деревянных построек, которые существовали во Владимирской области. Таких строений оказалось немало — на момент создания музея они утратили свою бытовую актуальность и представляли только культурную ценность. Музей Суздаля стал первым подобным заведением под открытым небом на территории России (в те времена — СССР).
Рождение музея инициировал реставратор Валерий Анисимов. Экспонаты для будущего музея привозились со всех уголков Владимирской области. Для создания коллекции были обследованы десятки областных сёл, и найдено около сорока подходящих достопримечательностей. Но только некоторые из них было разрешено перевезти в Суздаль. Сооружения устанавливались в таком порядке, чтобы максимально воссоздать настоящую деревенскую улицу, с избами, мельницами, церквями, хозяйственными постройками. Музей занял то самое место, где когда-то находился старейший в Суздале Дмитровский монастырь постройки XI столетия.
Создавалась экспозиция, воспевшая деревянное владимирское зодчество, постепенно. Потребовались годы, чтобы отреставрировать несколько церквей XVIII века, амбары, овины, бани, колокольни и даже колодцы. В музее не только представлена архитектура края, но и воссоздана обстановка домов — печи, столы, лавки, сундуки, ткацкие станки.
Музей проводит фестивали и праздники. Основной и самый интересный из них — праздник Огурца, который проходит в июле. В это время сюда приезжают фермеры и домашние умельцы, которые предлагают гостям отведать огурцы в разных видах — свежие, солёные, жареные, а также угоститься различными блюдами из огурцов.
Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль)
Одна из самых знаковых достопримечательностей ярославских земель находится в часе езды от областной столицы. С основанием Толгского монастыря связана древняя легенда. На том месте, где воздвигнута обитель, ярославский епископ Прохор по преданию нашёл икону Богоматери. Сразу же здесь, на берегу речки Толги, была построена часовня. Со временем место часовни заняла церковь, а основной архитектурный ансамбль появился в XVII-XIX веках, когда началось каменное строительство и территорию оградила высокая монастырская стена с башнями.
Первое и самое главное сооружение XVI столетия — Введенский собор. Роскошные росписи с изображениями святых, украшающие интерьеры святыни, можно увидеть и сегодня. Одновременно с Введенским собором построены колокольня и Никольский корпус. Позднее появились другие памятники монастырского зодчества — церкви Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Крестовоздвиженская, где сегодня хранится Толгская икона Божией Матери. В обители есть несколько часовен, в усыпальнице одной из них покоится основатель монастыря. Уникальная достопримечательность монастырской территории — чудесный сад из сибирского кедра.
Волжская набережная (Ярославль)
С момента основания Ярославля самое людное место находилось на берегу реки. Здесь рыбаки торговали свежим уловом, а купеческие баржи выгружали привезённые товары. Несмотря на то, что вдоль берега Волги вместо деревянных сооружений со временем появились добротные каменные дома, набережная оставалась шумной и неухоженной. Так продолжалось много лет, пока в начале XIX века Ярославль не посетил император Александр I. Царь был удручён внешним видом приволжской береговой полосы и сразу же выдал деньги из казны на создание обустроенной набережной. Вскоре будущий ярославский променад было не узнать: дорогу выложили камнем, через реку перекинули мосты, мостовую огородили чугунной решёткой, а вдоль неё высадили деревья. У Мякушинского спуска построили прибрежную достопримечательность — белоснежную беседку-ротонду.
В советское время набережную продлили, брусчатку заменили асфальтированным полотном, построили ещё один мост и высадили новые деревья. К тысячелетнему юбилею города на набережной проведены очередные реконструкционные работы. Здесь появилась выложенная плиткой прогулочная аллея, дорожка для велосипедистов, зона отдыха с музыкальными фонтанами, фонарями и скамейками. Прогуливаясь по комфортабельному променаду, можно сделать панорамные фото волжских просторов, полюбоваться старинными соборами и купеческими особняками, посетить прибрежные музеи.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (Кострома)
Наиболее удалённый от Москвы город Золотого кольца — Кострома. Несмотря на это, Кострому очень любила посещать царская семья. Немало мест в городе перекликается с домом Романовых, но самая большая достопримечательность — белокаменный Ипатьевский монастырь, раскинувшийся на берегу реки Костромы. С Ипатьевским монастырём связана трёхвековая жизнь императорской семьи.
Первые летописные упоминания об Ипатьевском монастыре относятся к XIV столетию. По легенде, обитель основана татарским подданным князя Ивана Калиты, принявшим христианство. В монастыре во времена Смуты скрывался от поляков юный Михаил Романов, впоследствии ставший первым царём династии. Главная монастырская достопримечательность, Троицкая церковь, была разрушена в XVII веке. Её место занял роскошный Свято-Троицкий собор со звонницей, который и сегодня украшает территорию обители.
Монастырь делился на Старый город, постройки которого возводились в самом начале его существования, и Новый, основанный позднее. Посещение Костромы Екатериной II ознаменовано строительством барочных Екатерининских ворот. Помимо главного храма, в обители сохранились братские корпуса и кельи, башни и стены Старого и Нового города, Палаты бояр Романовых. С середины 2000-х на звоннице появился новый колокол — Царь Михаил. В рамках маршрута Золотое кольцо на территории монастыря можно посетить интересный историко-археологический музей, экспозиции которого составляют церковные книги и утварь, иконы, фотографии, в том числе уже несуществующих построек монастырской архитектуры. Отдельная выставка посвящена императорской семье.
Ансамбль Сусанинской площади (Кострома)
В поездке по Золотому кольцу можно увидеть только то, что сохранилось до наших дней. О старой архитектуре сегодня могут поведать лишь фото, летописи и документы. Былая застройка Костромы теперь представлена разве что на архивных фотографиях. Когда-то место нынешней Сусанинской площади занимала река, на одном из берегов которой высились постройки костромской крепости, а на другом — простирались помещичьи земли.
Изначально здания здесь были полностью деревянными, и город несколько раз горел. Чтобы пожары не наносили серьёзный урон костромским кварталам, при Екатерине II был спроектирован и претворён в жизнь новый, веерный, план города. Говорят, что решающим фактом такой застройки стал веер императрицы, случайно обронённый на карту будущего города. Центр Костромы обозначила площадь, названная в честь императрицы — Екатеринославской. От неё девятью лучами расходились в разные стороны городские улицы и кварталы. В XIX веке указом царя Николая I площадь переименована в Сусанинскую.
Первоначально форма площади задумывалась в виде полумесяца, но при застройке она оказалась больше похожа на многогранник. Одной из первых достопримечательностей стала Пожарная каланча — эффектный памятник костромской архитектуры и «визитная карточка» города в поездках по Золотому кольцу. Построенная в классическом стиле жёлто-белая помпезная вышка со зданием пожарного депо и колоннадой портала вызывала восхищение у современников. Отдал должное грандиозной постройке и Николай I, посчитав каланчу лучшей пожарной вышкой российской провинции.
В одно время с Пожарной каланчой возникла и торговая достопримечательность Костромы — Гостиный двор (Красные ряды). В периметр белокаменного Гостиного двора архитекторы удачно вписали старинную церковь, которая сегодня носит имя Спаса в Рядах. Гостиный двор состоял из нескольких лавочных рядов, предназначение которых отражалось в их названии — Мучные, Квасные, Мелочные, Шорные и другие. Большинство торговых построек сохранилось сегодня в неизменном виде и продолжает выполнять свою основную функцию.
В XIX веке площадь замостили, а её ансамбль дополнили памятниками архитектуры в стиле классицизма. Здание гауптвахты, гармонично сочетающееся по стилю с пожарной каланчой, заменило старую деревянную постройку. До советского периода гауптвахта использовалась по назначению — в ней размещался костромской караул. Сегодня здесь открыт военно-исторический отдел городского музея-заповедника.
На Сусанинской площади был возведён и один из самых больших особняков Костромы, известный сегодня как Дом Борщова. Он заменил деревянную усадьбу, принадлежавшую ранее его владельцу, генерал-лейтенанту Сергею Борщову. Величественный особняк в классическом стиле позднее был продан купцу Первушину, став гостиницей «Лондон». В конце XIX столетия в доме размещался окружной суд Костромы.
В единый стиль бело-жёлтых классических особняков Сусанинской площади органично вписалась ещё одна интересная достопримечательность — огромное здание Присутственных мест. Долгое время в Костроме не было отдельного сооружения для административных структур. Возведение здания Присутственных мест решило проблему размещения официальных учреждений. Не утратил своего значения масштабный особняк и сегодня — здесь расположилась костромская мэрия.
Доминантой Сусанинской площади в середине XIX столетия стал памятник Ивану Сусанину, установленный в её центре. Знаковую достопримечательность и «жемчужину» монументальной архитектуры Костромы теперь можно увидеть лишь на старых фотографиях. При советской власти памятник был разрушен — в его композиции присутствовало немало деталей, указывающих на царскую Россию. Вместо него в 60-х гг. на Сусанинской площади установили другой памятник герою, созданный в стиле стандартных монументов советского времени.
Свято-Успенский кафедральный собор (Владимир)
Успенский собор, главная достопримечательность Владимирской области, построен над рекой Клязьмой в XII веке — до нашествия на Русь монголо-татар. Возводился храм по велению Андрея Боголюбского, и князь самолично заложил камень в основание фундамента. Для строительства были приглашены лучшие архитекторы, знающие соборное зодчество, а также мастера иконописи и золочения. Уже при возведении Успенский собор был великолепно расписан, и самые старые фрески частично сохранились до сегодняшних дней. В соборе венчались на княжение владимирские правители, также под его сводами была создана княжеская усыпальница. Реликвией и достопримечательностью Успенского собора стала Владимирская икона. По преданию, святыня написана самим Лукой-евангелистом. Она сотни лет хранилась в стенах храма, а позднее была передана в Москву, и сегодня выставлена в Третьяковской галерее.
Во время монголо-татарского нашествия храм подвергся разорению и обгорел. Первоначальные росписи были в большинстве своём утрачены. В XV столетии внутренние интерьеры Успенского собора расписали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Сегодня их работы сохранились частично, основная часть стеновых росписей храма была сделана уже в XIX веке. Тем не менее рублёвские фрески Успенского собора — единственные сохранившиеся росписи великого мастера, подлинность которых не вызывает сомнений. Утрачена сегодня и другая рублёвская достопримечательность — деревянный иконостас. При Екатерине II его заменили на капитальный, в барочном стиле, а иконы Андрея Рублёва хранятся теперь в столичных музеях.
Успенский собор вместе с другими белокаменными памятниками русского зодчества находится под охраной ЮНЕСКО. В храме проводятся богослужения, в остальное время он работает как музей и входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.