Молитвы могут быть общими, когда мы молимся все вместе в храме, и личными, то есть когда мы один...
Идея храма Равноапостольной Нины в Черемушках
Храм Св. Равноапостольной Нины в Черемушках представляет собой некий сплав художественных культур Древней Руси и Грузии, симбиоз средневековой архитектурной традиции, выраженной в её псковском варианте, характерном для 15-16 веков, с декоративным насыщением фасадов приемами и элементами, свойственными архитектуре Закавказья, в частности грузинской художественной школе в период её наибольшего расцвета – 11-13 веков. Такой симбиоз кажется вполне органичным в контексте схожести общего архитектурного образа псковских и грузинских храмов, завершённых скатной кровлей в виде щипцов, нередко имеющих разнообъемные пристройки в виде приделов, притворов и галерей, делающих торжественный, одноглавый центральный объем более асимметричным и живописным. Именно щипцовое, скатное завершение как общее для одной и другой архитектурно-художественных систем и послужило тем фундаментом, на котором удалось выстроить новый архитектурный облик здания, вобравший в себя традиции двух культур.
Центральный объем храма квадратный в плане (10 Х 10 м в интерьере), кубический, завершается одной главой на высоком световом барабане, в основании которого устроен специальный восьмигранный постамент. Барабан несет система сводов псковского типа – без опорных столбов в интерьере.
С трех сторон основной объем храма окружён галереями, имеющими щипцовые завершения, аналогичные завершению центрального объема храма. С северной стороны, на восточном своём торце, галерея имеет вид небольшого, самостоятельного храмика со своей световой главой, примыкающего вплотную к северной стене главного храма. Такой прием встречается как в грузинской, так и в древнерусской (псковской) архитектурной традиции. С востока оба объёма, и центральный и его придел, завершены алтарными апсидами в одну линию.
В северную стену северной галереи, у угла главного храма, вкомпонован объём звонницы, высота и архитектура которого не оспаривает, доминирующей в композиции здания, главы основного объема. Он лишь немного поднимается своим завершением в виде трех слабовыраженных щипцов над щипцовым же завершением фасадов храма.
Храм богато декорирован элементами художественного убранства, характерными для грузинской архитектуры 11-13 веков. Это, прежде всего, сочные, сложнопрофилированные карнизы, в завершении всех без исключения объемов, несущие в себе, помимо прочего, пояса орнаментальной резьбы. Небольшие арочные окна заглублены в ниши и обрамлены окантовкой несложного профиля, внутри которого также применена резьба. Входные порталы оформлены уступами с колонками, имеющими и капители и базы, а также архивольты, украшенные орнаментальной резьбой. Алтарные апсиды имеют, членящие их по горизонтали, полуколонки, соединяющиеся вверху широкими аркатурными поясами, в заполнениях арок которых также присутствуют резные элементы.
Фасады здания, подчиняясь тектонике крестовокупольного типа храма – общего и для русской и для грузинской традиции, расчленены плоскими лопатками, которые вверху соединены либо многообломными кривыми (основной объем, придел) как в псковских храмах либо профилированными аркадами (южная галерея) как в грузинских. Несмотря на обилие резных деталей, здание не производит впечатление пышного, перегруженного декором храма, так как резные элементы оттеняют большие плоскости гладких стен, являющихся как бы холстом, на котором изображена сдержанная, но торжественная картина органичного переплетения двух древних, родственных культур: древнерусской и грузинской.
Храм имеет цокольную часть, которая воплощена в виде двух подземных этажей, причём подземная часть гораздо больше по площади, чем пятно застройки самого храма. Это стало возможным благодаря своеобразному характеру рельефа, имеющего равномерный перепад (в пределах границ участка) до 8 м. В связи с этим, цокольная часть храма, верхняя отметка которой не намного выше верхней отметки рельефа участка, с северной стороны имеет вид взлобья или уступа, на котором, как на огромном выставленном колене и воздвигается величественный храм. С верхней отметки этого взлобья – северной стороны цокольной части, можно спуститься на уровень, примыкающей к его подножию, земли, по каскадам открытых лестниц, которые, расходясь от центра композиции – оформленного порталом главного входа в нижний этаж, ведут, как раскинутые крылья, к верхним краям cеверного фасада цокольной части, оформленным в виде смотровых беседок, имеющих подобие четырехстолпных башенок с шатровым завершением и силуэтами трубящих ангелов на гребне. Длинные, ниспадающие к подножию цокольной части, лестницы, покоятся на больших арках, понижающихся вслед за ними, повторяя их плавную геометрию. Эти арки, обрамлены в профилированные наличники и заполнены сплошным остеклением, придающим силуэту северного фасада цоколя некую легкость. Парапет цоколя и парапеты лестниц оформлены в виде глухих стен с профилированным карнизообразным верхом и заполненный резным орнаментом.
Анализ условий визуального восприятия проектируемого объекта показал, что проектируемый храм органично впишется в существующий городской ландшафт и будет по праву являться одной из достопримечательностей района, представляя собой, воплощенный в архитектурной мысли, символ русско-грузинской дружбы и общности наших культур, уходящих корнями в седую старину и протягивающих руки в далекое будущее.
Центральный объем храма квадратный в плане (10 Х 10 м в интерьере), кубический, завершается одной главой на высоком световом барабане, в основании которого устроен специальный восьмигранный постамент. Барабан несет система сводов псковского типа – без опорных столбов в интерьере.
С трех сторон основной объем храма окружён галереями, имеющими щипцовые завершения, аналогичные завершению центрального объема храма. С северной стороны, на восточном своём торце, галерея имеет вид небольшого, самостоятельного храмика со своей световой главой, примыкающего вплотную к северной стене главного храма. Такой прием встречается как в грузинской, так и в древнерусской (псковской) архитектурной традиции. С востока оба объёма, и центральный и его придел, завершены алтарными апсидами в одну линию.
В северную стену северной галереи, у угла главного храма, вкомпонован объём звонницы, высота и архитектура которого не оспаривает, доминирующей в композиции здания, главы основного объема. Он лишь немного поднимается своим завершением в виде трех слабовыраженных щипцов над щипцовым же завершением фасадов храма.
Храм богато декорирован элементами художественного убранства, характерными для грузинской архитектуры 11-13 веков. Это, прежде всего, сочные, сложнопрофилированные карнизы, в завершении всех без исключения объемов, несущие в себе, помимо прочего, пояса орнаментальной резьбы. Небольшие арочные окна заглублены в ниши и обрамлены окантовкой несложного профиля, внутри которого также применена резьба. Входные порталы оформлены уступами с колонками, имеющими и капители и базы, а также архивольты, украшенные орнаментальной резьбой. Алтарные апсиды имеют, членящие их по горизонтали, полуколонки, соединяющиеся вверху широкими аркатурными поясами, в заполнениях арок которых также присутствуют резные элементы.
Фасады здания, подчиняясь тектонике крестовокупольного типа храма – общего и для русской и для грузинской традиции, расчленены плоскими лопатками, которые вверху соединены либо многообломными кривыми (основной объем, придел) как в псковских храмах либо профилированными аркадами (южная галерея) как в грузинских. Несмотря на обилие резных деталей, здание не производит впечатление пышного, перегруженного декором храма, так как резные элементы оттеняют большие плоскости гладких стен, являющихся как бы холстом, на котором изображена сдержанная, но торжественная картина органичного переплетения двух древних, родственных культур: древнерусской и грузинской.
Храм имеет цокольную часть, которая воплощена в виде двух подземных этажей, причём подземная часть гораздо больше по площади, чем пятно застройки самого храма. Это стало возможным благодаря своеобразному характеру рельефа, имеющего равномерный перепад (в пределах границ участка) до 8 м. В связи с этим, цокольная часть храма, верхняя отметка которой не намного выше верхней отметки рельефа участка, с северной стороны имеет вид взлобья или уступа, на котором, как на огромном выставленном колене и воздвигается величественный храм. С верхней отметки этого взлобья – северной стороны цокольной части, можно спуститься на уровень, примыкающей к его подножию, земли, по каскадам открытых лестниц, которые, расходясь от центра композиции – оформленного порталом главного входа в нижний этаж, ведут, как раскинутые крылья, к верхним краям cеверного фасада цокольной части, оформленным в виде смотровых беседок, имеющих подобие четырехстолпных башенок с шатровым завершением и силуэтами трубящих ангелов на гребне. Длинные, ниспадающие к подножию цокольной части, лестницы, покоятся на больших арках, понижающихся вслед за ними, повторяя их плавную геометрию. Эти арки, обрамлены в профилированные наличники и заполнены сплошным остеклением, придающим силуэту северного фасада цоколя некую легкость. Парапет цоколя и парапеты лестниц оформлены в виде глухих стен с профилированным карнизообразным верхом и заполненный резным орнаментом.
Анализ условий визуального восприятия проектируемого объекта показал, что проектируемый храм органично впишется в существующий городской ландшафт и будет по праву являться одной из достопримечательностей района, представляя собой, воплощенный в архитектурной мысли, символ русско-грузинской дружбы и общности наших культур, уходящих корнями в седую старину и протягивающих руки в далекое будущее.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru