Как нужно правильно говорить и отвечать батюшке в церкви
В Православной Церкви, как и в любом другом обществе, существуют общепринятые правила этикета. В светской жизни мы по-разному обращаемся к начальству, друзьям, знакомым, родителям, а также совсем незнакомым людям. Конечно, со временем, любые правила общения претерпевают изменения. Так, в XIX в. к незнакомому человеку обращались с почтением, называя его «сударь» («сударыня»), начальствующему лицу с почтением кланялись, называя его «господином». Также были употребительны такие приветствия как «Мир Вам!» или «Мир Вашему дому!». Также при встрече говорили: «Христос посреди нас!». За оказанную услугу благодарили словами «Спаси Бог!», «Господь с вами!» и др.
- Общие правила этикета
- Виды приветствия. Общение со священством в храме
- Выводы
Общие правила этикета
В советское время привычным обращением были «товарищ» или «гражданин» («гражданка»), в наши дни мы обращаемся к другому человеку, обозначая его пол: «мужчина», «женщина», а также «молодой человек», «девушка». У молодежи весьма распространен сленг. Из уст юношей и подростков часто слышишь такое обращение как «чел», означающее сокращенное слово «человек».
Общеупотребительным при первом обращении к незнакомому человеку стало: «Извините, пожалуйста, можно ли Вас спросить?» или просто «Извините, не подскажете, как пройти в храм?». В некоторых крупных городах мы наблюдаем увеличение инославных граждан, приехавших из бывших советских республик, ставших ныне независимыми государствами, а также из-за рубежа. Обычно люди мусульманского вероисповедания обращаются к своим соплеменникам, называя их братом или сестрой. Такая же традиция и у христиан: обращаться друг к другу «братья и сестры». Его мы слышим в храме на проповеди, в общении прихожан.
К духовным лицам в различных религиозных конфессиях мы также наблюдаем уважительное обращение, из которых общеупотребительным в христианстве является «отец» или «святой отец», у мусульман к мулле – «шейх», «уважаемый брат», «учитель», а также «имам», «раис», «муфти». У иудеев общепринято обращение: «равви» или «ребе», что означает в переводе «учитель».
В Православной Церкви к священнику обычным обращением является слово «отец», знакомого священника часто называют «батюшкой». Если священник протоиерей, имеющий семью, то к супруге его укоренилось обращение «матушка». Обычно при встрече со священником совершается небольшой поклон со словами: «Батюшка, благословите!». Священник отвечает на наше приветствие ответом: «Бог благословит». Беря благословение у батюшки, христиане обычно складывают ладони крестообразно или же, как говорят в простонародье, «лодочкой», делая полупоклон. После благословения батюшке целуют руку.
В Католической Церкви к священнику обращаются со словами «святой отец», но такое словоупотребление некорректно, ибо свят только Господь наш – Иисус Христос, поэтому к священнику говорят: «отец имярек». «Батюшка» – это уменьшительно-ласкательное выражение того же слова, но в России оно укоренилось с давних времен, став общеупотребительным выражением.
Виды приветствия. Общение со священством в храме
В Православной Церкви, как и в других христианских конфессиях, кроме священства, которое имеет свои степени иерархии, есть монашеское духовенство, высшие церковные чины, обычные миряне, выполняющие при храме определенные обязанности: певчие, чтецы, алтарники и т. д. К ним также обращаются по-разному.
Представителям высшей церковной иерархии – игумену, архимандриту – обычно говорят «Ваше Высокопреподобие», епископу – «Ваше Преосвященство», архиепископу – «Ваше Высокопреосвященство», патриарху – «Ваше Святейшество», игумении женского монастыря – «Досточтимая матушка», иеромонаху – «Ваше Преподобие», монаху – «брат». К иеродиакону и диакону в наше время принято обращаться так же как и священнику, со словами: «отец», «диакон».
Вежливое обращение – есть начало правильного общения со священством, к которому мы высказываем почтение и уважение. Это проявляется и в обращении «на Вы».
Конечно, в храм мы приходим на богослужение, во время которого не следует отвлекать священника от службы. На Таинстве Исповеди, обращаясь к священнику, мы должны понимать, что время его ограниченно – богослужение длится определенное время, и поэтому священник просто физически не успеет выслушать и исповедовать всех прихожан, если каждый будет во время Таинства Покаяния рассказывать долго и увлеченно какие-то житейские истории, подробности своего быта, которые не имеют прямого отношения к грехам.
Лучше исповедь подготовить заранее, конкретно изложив свои прегрешения, желая при этом искренне исправиться. Слушая наставления священника, не следует его перебивать или спорить с ним; если возникает потребность более подробного разговора, лучше продолжить разговор о какой-то жизненной ситуации после службы или в другой день, согласовав со священником время, которое будет удобно для всех.
Беседуя отдельно с батюшкой, желательно внимательно прислушиваться к его советам, обращаясь без панибратства, вежливо с почтением, но и не впадая в другую крайность – лесть, подобострастие, которое не дает пользы ни нам, ни батюшке.
Конечно, священника можно отблагодарить словом, можно оказать ему посильную помощь, предварительно взяв у него благословение: поработать в храме, помочь нуждающимся. Делая подарок батюшке, нужно понимать его уместность: что можно дарить, а чего нельзя. Для священника неудобным будет излишне роскошный подарок или же напротив, вещь, подаренная по принципу: «Возьми, Боже, что нам негоже». Дарить подарки необходимо деликатно, с толком, с чувством, понимая положение священника на приходе. Можно посоветоваться с батюшкой насчет помощи: если нужна, то какая, уместна ли она в данный момент и т. п.
Молодым девушкам и женщинам при общении со священником нужно соблюдать нормы приличия, обращаясь без кокетства, стараясь вести себя достойно, как полагается благочестивой христианке. Особенно внимательно должно быть обращение к монашествующему: понимая его положение, необходимо держать определенную дистанцию, говорить при этом четко о своих нуждах и недоумениях, без каких-то излишних подробностей.
Если разговор касается интимной сферы (взаимоотношений с супругом, семейных обстоятельствах), то уместно с этими проблемами обратиться к женатому священнику, у которого есть опыт жизни в миру, супружеской жизни. Но и с женатым священством необходима определенная дистанция – в беседе следует учитывать, что существует определенная степень приличия. Не всегда уместно говорить обо всем, что интересует. Следует отделять действительно вещи духовные, касающиеся церковной жизни, дела нашего спасения от вещей второстепенных, не имеющих отношения к батюшке, находящихся вне области его компетенции.
Если священник задает вопрос, то на него следует ответить четко, содержательно, не уклоняясь в ненужные подробности. Если же возникает стеснение, и человек не знает, как ответить на заданный вопрос, обратиться просто: «Батюшка, я затрудняюсь ответить на этот вопрос». Если не поняли вопроса, попросите повторить.
Если же священник наставляет вас, не нужно ни спорить, ни ругаться, а внимательно выслушать и если что-то непонятно – уточнить. Наставления священника необходимо исполнять, внимательно выслушав их. Если сделали что-то не так, извинитесь: «Батюшка, простите, опоздал» или: «Отец (имярек), простите, не прислушался к Вашему совету, пренебрег им».
Временем священника необходимо дорожить, понимая его занятость. По статистике в обычном храме у священника на окормлении находится сотня, а то и больше прихожан. Помимо прихода, у священника есть родственники, соседи, просто друзья. Обычно у священника нет свободного времени, так как и вне службы он также исполняет свой пастырский долг: посещает больных, активно участвует в общественной жизни, занимается семейными делами.
Семья священника, как правило, многодетна, поэтому и на батюшку, и на матушку ложится огромный груз проблем – не только финансовых, но и житейских, связанных с домашним бытом, воспитанием детей и прочими проблемами. Священник, так же как и любой человек, испытывает определенные эмоции – он может быть уставшим после продолжительной службы, чем-то огорченным, или, наоборот, радостным. Но так или иначе, при разговоре с ним необходимо учитывать обстоятельства, быть тактичным, понимая, что беседа в этот день может быть и не уместна в силу занятости пастыря или иных обстоятельств его жизни.
К священнику принято обращаться на «Вы»; подходя к нему, необходимо испрашивать благословения. При обращении по телефону также вежливо обратиться: «Батюшка, благословите!», при этом, спросив священника – свободен ли он сейчас для разговора или занят.
Очень часто прихожане проявляют эгоизм, требуя, чтобы священник уделил им время именно сейчас, в данный момент. Бывают неотложные обстоятельства, критическая ситуация, когда действительно необходима срочно исповедь или разговор. И священник понимает это, идет всегда навстречу пришедшему к нему человеку. Если же обстоятельства позволяют повременить, лучше найти удобное время, опять же спросив об этом священника – когда удобно ему уделить время для беседы.
Но, к сожалению, потребительское отношение к жизни переходит и на пастыря – необходимо помнить, что священник не обязан исполнять все наши капризы. Плохое настроение и действительно критический момент – это разные вещи. Поэтому во всяком деле требуется такт. Со священником необходимо быть тактичным, стараясь видеть не только себя и свои проблемы, но и нужды другого.
Выводы
Итак, обращение к священнику отличается от обращения к мирянину. Но и с мирянами христианин ведет себя вежливо, стремясь понять своего собеседника, просчитав заранее: уместен ли разговор в данный момент или нет; есть ли настроение у товарища общаться с ним или лучше перенести обсуждение вопросов в другое время.
Особая тема – общение с батюшкой работников храма, прихожан, несущих послушание. Здесь от мирянина требуется большее – чуткость, внимание к пришедшему в храм, стремление помочь новичку сориентироваться в непривычной ему обстановке. Со временем, у служащего в храме возникает привыкание и, как следствие, – возникает чувство хозяина (хозяйки), которое приводит к тому, что человек начинает давать советы прихожанам, а иногда и самому священнику, указывая на его недостатки.
Поскольку жизнь священника всегда на виду, то часто в храме начинаются различные пересуды с передачей подробностей частной жизни, личных недостатков священнослужителя или членов его семьи. Такое, конечно же, недопустимо – это не только прямое нарушение этики, но и тяжкий грех, в котором необходимо каяться.
Естественно, что при общении со священником нужно быть открытым, доброжелательным, благоразумным. Не должно быть ни пренебрежения, ни заискивания перед ним. Общение с батюшкой принесет благодатные дары, если мы научимся понимать друг друга, с любовью относясь к каждому человеку не только в храме, но и в повседневной жизни.