Молитвы могут быть общими, когда мы молимся все вместе в храме, и личными, то есть когда мы один...
Киево-Черниговская архитектурная школа
Киево-Черниговская архитектура (Киево-Черниговская школа) – региональное направление в русской православной архитектуре, имевшее большое распространение в Киевских, Черниговских, Рязанских, Смоленских и Волынских землях, начиная с 20-х годов и вплоть до 80-х годов XII века.
Первые памятники данной архитектурной школы появились именно в городе Чернигове, однако очень быстро такие постройки сменили старые традиции и в Киеве, распространившись оттуда, как из политического, церковного и культурного центра, в остальные русские земли, и оказывая влияние на прочие региональные школы древней Руси.
Предпосылки к развитию Киево-Черниговской архитектуры появились в 1120-х годах, когда в Чернигове был возведен Успенский собор Елецкого монастыря и сразу же за ним Борисоглебский собор в детинце. Это были храмы резко отличающиеся от зданий возводимых ранее на Руси, как по строительной технике, так и по системе декоративного убранства фасадов. На смену кладке «со скрытым рядом» пришла новая техника равнослойной кладки со сплошной затиркой фасадов раствором, что отразилось на художественном восприятии фасадов, которые, будучи лишенными художественного эффекта «полосатости», получавшегося при технике кладки со «скрытым рядом», стали монохромными, лишенными какой бы то ни было живописности и таким образом стали более приближенными к романским постройкам Западной Европы.
Во второй половине 30-х годов 12 века, на Киевское княжение пришёл черниговский род Ольговичей, за которыми последовали и многочисленные архитекторы, строители и прочие мастера, вовлечённые в сферу православного храмостроительства.
На протяжении следующих нескольких десятилетий шло постепенное «завоевание» новой традиции киевской и черниговской архитектуры остальных русских земель, кроме Галицкой и Суздальской, в которых строительство осуществлялось из природного камня, что отражалось и на художественной составляющей этих архитектурных школ. Новообразованная архитектурная школа оказалась полностью самостоятельна, самобытна и свободна от, ещё довлеющих в иных регионах, византийских и романских (западно-европейских) архитектурных традиций. Фактически Киево-Черниговская архитектура стала общей для большинства русских земель. Даже Новгород, в той или иной форме, находился под сильнейшим влиянием это архитектуры традиции.
В последующие годы самобытные традиции и особенности Киево-Черниговской храмовой архитектуры имели значительное влияние на формирование общего Древнерусского стиля православной архитектуры.
Храмы Киева и Чернигова 12 века были относительно компактными, строгой четырёх или шестистолпной объемно-пространственной системы. В оформлении фасадов отказ от техники кладки “со скрытым рядом” в пользу равнослойной кладки, повлекший уменьшение декоративной составляющей фасада, был компенсирован появлением, а точнее заимствованием из романской архитектуры, определенных приемов как то: аркатурные пояски, каменная резьба на фольклорные темы тех лет, декорированные полуколонками перспективные порталы, ряды и группы окон и многие другие элементы, новаторские для тех лет, но полностью традиционные для современной православной архитектуры.
Кроме исключительно визуальных декоративных отличительных черт, у Киево-Черниговской архитектуры были и важные технические особенности – как строительные, так и конструктивные, не имевшие тогда распространения в прочих региональных школах древнерусской православной архитектуры.
В конце 12 века Киево-Черниговская архитектурная школа, как и остальные региональные школы древнерусской архитектуры, вступила в новый этап своего развития, характерный появлением зданий с ярко выраженной башнеобразной объемно-пространственной структурой построения объема и центричностью композиции, завершенной единственной главой на повышенных подпружных арках и с применением системы ступенчатых сводов. Одним из наиболее знаменитых примеров этой фазы развития Киево-Черниговской архитектуры является Храм святой Параскевы Пятницы на Торгу (Пятницкая церковь), что в городе Чернигове. Время строительство указанного храма датируется началом 13 века. Подобные храмы были построены в главных городах Черниговской земли: Новгороде-Северском, Путивле, Трубчевске, Вщиже и других. Они стали лебединой песней развития домонгольской архитектуры Приднепровья и, в какой-то мере, передали эстафету формирования архитектуры русских башнеобразных храмов уже в послемонгольский период. Это было время постепенного возвышения Москвы и появления общерусского стиля.
Первые памятники данной архитектурной школы появились именно в городе Чернигове, однако очень быстро такие постройки сменили старые традиции и в Киеве, распространившись оттуда, как из политического, церковного и культурного центра, в остальные русские земли, и оказывая влияние на прочие региональные школы древней Руси.
Предпосылки к развитию Киево-Черниговской архитектуры появились в 1120-х годах, когда в Чернигове был возведен Успенский собор Елецкого монастыря и сразу же за ним Борисоглебский собор в детинце. Это были храмы резко отличающиеся от зданий возводимых ранее на Руси, как по строительной технике, так и по системе декоративного убранства фасадов. На смену кладке «со скрытым рядом» пришла новая техника равнослойной кладки со сплошной затиркой фасадов раствором, что отразилось на художественном восприятии фасадов, которые, будучи лишенными художественного эффекта «полосатости», получавшегося при технике кладки со «скрытым рядом», стали монохромными, лишенными какой бы то ни было живописности и таким образом стали более приближенными к романским постройкам Западной Европы.
Во второй половине 30-х годов 12 века, на Киевское княжение пришёл черниговский род Ольговичей, за которыми последовали и многочисленные архитекторы, строители и прочие мастера, вовлечённые в сферу православного храмостроительства.
На протяжении следующих нескольких десятилетий шло постепенное «завоевание» новой традиции киевской и черниговской архитектуры остальных русских земель, кроме Галицкой и Суздальской, в которых строительство осуществлялось из природного камня, что отражалось и на художественной составляющей этих архитектурных школ. Новообразованная архитектурная школа оказалась полностью самостоятельна, самобытна и свободна от, ещё довлеющих в иных регионах, византийских и романских (западно-европейских) архитектурных традиций. Фактически Киево-Черниговская архитектура стала общей для большинства русских земель. Даже Новгород, в той или иной форме, находился под сильнейшим влиянием это архитектуры традиции.
В последующие годы самобытные традиции и особенности Киево-Черниговской храмовой архитектуры имели значительное влияние на формирование общего Древнерусского стиля православной архитектуры.
Храмы Киева и Чернигова 12 века были относительно компактными, строгой четырёх или шестистолпной объемно-пространственной системы. В оформлении фасадов отказ от техники кладки “со скрытым рядом” в пользу равнослойной кладки, повлекший уменьшение декоративной составляющей фасада, был компенсирован появлением, а точнее заимствованием из романской архитектуры, определенных приемов как то: аркатурные пояски, каменная резьба на фольклорные темы тех лет, декорированные полуколонками перспективные порталы, ряды и группы окон и многие другие элементы, новаторские для тех лет, но полностью традиционные для современной православной архитектуры.
Кроме исключительно визуальных декоративных отличительных черт, у Киево-Черниговской архитектуры были и важные технические особенности – как строительные, так и конструктивные, не имевшие тогда распространения в прочих региональных школах древнерусской православной архитектуры.
В конце 12 века Киево-Черниговская архитектурная школа, как и остальные региональные школы древнерусской архитектуры, вступила в новый этап своего развития, характерный появлением зданий с ярко выраженной башнеобразной объемно-пространственной структурой построения объема и центричностью композиции, завершенной единственной главой на повышенных подпружных арках и с применением системы ступенчатых сводов. Одним из наиболее знаменитых примеров этой фазы развития Киево-Черниговской архитектуры является Храм святой Параскевы Пятницы на Торгу (Пятницкая церковь), что в городе Чернигове. Время строительство указанного храма датируется началом 13 века. Подобные храмы были построены в главных городах Черниговской земли: Новгороде-Северском, Путивле, Трубчевске, Вщиже и других. Они стали лебединой песней развития домонгольской архитектуры Приднепровья и, в какой-то мере, передали эстафету формирования архитектуры русских башнеобразных храмов уже в послемонгольский период. Это было время постепенного возвышения Москвы и появления общерусского стиля.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru