Сегодня уже невозможно представить православный храм без свечей. Они стали прообразом жертвы, которую верующий народ приносит Богу. Христианину...
Московское барокко
Московское барокко (Нарышкинский стиль, Нарышкинское барокко) – знаменитый стиль русской православной архитектуры, зародившийся в Русском царстве в последние десятилетия 1600-х годов (17 век) и получивший наибольшее развитие на рубеже 17 и 18 веков в Москве и её окрестностях.
Нарышкинский стиль, также известный как Нарышкинское барокко, является ответвлением от Московского барокко и имеет некоторые уникальные отличительные особенности. Несмотря на этот факт, в современном искусствоведении и историографии крайне распространена практика объёдинения терминов “Московское барокко” и “Нарышкинский стиль” в единое по значению понятие.
Несмотря на прямую отсылку к барокко в названии, Московское барокко почти не имеет ничего общего с европейским барокко тех лет, архитектурные традиции которого начали проникать в русскую архитектуру лишь через несколько лет после закрепления всех характеризующих основ чистейшего Московского барокко.
Некоторые современные искусствоведы отмечают, что если всё-таки сравнивать чистое Московское барокко с западными архитектурными практикам и источниками, то в таком случае направление оказывается по всем своим особенностям гораздо ближе к архитектуре раннего (1400-е годы) европейского ренессанса и маньеризму, а никак не барокко.
Нарышкинский стиль (Нарышкинское барокко) от чистого Московского барокко отличается как раз тем, что в большей степени тяготеет именно к традициям и декоративным формам, типичным для европейского барокко тех лет. Они начали проникать в практику русского православного зодчества в самом конце 17 века и почти сразу полюбились членам боярской династии Нарышкиных, которые заказывая проекты приусадебных храмов для своих имений, требовали большего соответствия европейским архитектурно-декоративным практикам тех лет.
Для православных храмов, спроектированных в стиле Московского барокко, является традиционным сохранение однородности в декоративном оформлении внешнего убранства храма. В общем виде внешний декор храма решается обширным применением элементов архитектурного ордера. Также для стиля Московского барокко традиционно сохранение выраженной центрической композиции в конструкции храма.
Характерным историческим примером Нарышкинского барокко, в отличной сохранности дошедшего до наших дней, является Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня), находящийся в Москве на Чистых прудах.
Общепризнанным примером чистого Московского барокко считается московский Храм Воскресения Христова в Кадашах, также сохранившийся в своём исконном виде до современности.
Нарышкинский стиль, также известный как Нарышкинское барокко, является ответвлением от Московского барокко и имеет некоторые уникальные отличительные особенности. Несмотря на этот факт, в современном искусствоведении и историографии крайне распространена практика объёдинения терминов “Московское барокко” и “Нарышкинский стиль” в единое по значению понятие.
Несмотря на прямую отсылку к барокко в названии, Московское барокко почти не имеет ничего общего с европейским барокко тех лет, архитектурные традиции которого начали проникать в русскую архитектуру лишь через несколько лет после закрепления всех характеризующих основ чистейшего Московского барокко.
Некоторые современные искусствоведы отмечают, что если всё-таки сравнивать чистое Московское барокко с западными архитектурными практикам и источниками, то в таком случае направление оказывается по всем своим особенностям гораздо ближе к архитектуре раннего (1400-е годы) европейского ренессанса и маньеризму, а никак не барокко.
Нарышкинский стиль (Нарышкинское барокко) от чистого Московского барокко отличается как раз тем, что в большей степени тяготеет именно к традициям и декоративным формам, типичным для европейского барокко тех лет. Они начали проникать в практику русского православного зодчества в самом конце 17 века и почти сразу полюбились членам боярской династии Нарышкиных, которые заказывая проекты приусадебных храмов для своих имений, требовали большего соответствия европейским архитектурно-декоративным практикам тех лет.
Для православных храмов, спроектированных в стиле Московского барокко, является традиционным сохранение однородности в декоративном оформлении внешнего убранства храма. В общем виде внешний декор храма решается обширным применением элементов архитектурного ордера. Также для стиля Московского барокко традиционно сохранение выраженной центрической композиции в конструкции храма.
Характерным историческим примером Нарышкинского барокко, в отличной сохранности дошедшего до наших дней, является Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня), находящийся в Москве на Чистых прудах.
Общепризнанным примером чистого Московского барокко считается московский Храм Воскресения Христова в Кадашах, также сохранившийся в своём исконном виде до современности.
У нас можно заказать разработку проекта храма в стилистике Московского или Нарышкинского барокко – подробнее об этом можно узнать после консультации с архитектором.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru