Правила поведения во время Исповеди
Исповедь – это Таинство Покаяния (стремление к изменению своей души), при котором получают невидимое очищение от грехов Самим Господом при принятии прощения от священника при искреннем раскаянии исповедующегося. Исповедь дана нам как возможность обновления души, как второе Крещение.
- Тяжесть на душе
- С чего начать?
- Как проходит Исповедь?
Тяжесть на душе
В большинстве случаев, на Исповедь приходят, подготовившись к Таинству Причастия, во время которого, совершается соединение души с Господом, сопричастие Богу через символичные хлеб и вино, как Кровь и Тело Господа нашего Иисуса Христа. Исповедоваться православный христианин может ежедневно и без определенного молитвенного правила и соблюдения поста, в отличие от подготовки к Таинству Причастия, но с таким же глубоким внутренним вниманием.
Какие же моменты стоит охватить перед тем, как предстать перед самим Богом со своими грехами? Пожалуй, самое основное – это желание очистить душу от накопившейся грязи и понимание, что это не разовое действие, а долгая и часто неприятная работа. Необходимо настроиться на то, что путь в Царство Небесное не самый легкий, но единственно верный, а с неочищенной и неподготовленной душой этот путь нам закрыт.
Надо помнить о том, что не стоит с каждым новым открытием в себе грехов отчаиваться и опускать руки, а стоит надеяться на милосердие Господа. Стоит понимать, что наши падения постоянны и неизбежны, но наше желание быть с Богом, стремление к очищению будет вознаграждено. Грехи, что терзают нас – это страдания нашей души, ее боль, ее тяжесть, и только Исповедь дает нам возможность избавиться от этой духовной грязи. Как часто мы слышим и сами говорим – «тяжело на душе», и это не метафора, а реальное состояние нашей падшей души без очищения.
С чего начать?
При подготовке к Таинству Исповеди есть достаточное количество пособий, но, как и к любому выбору литературы, и здесь необходимо подходить с рассуждением, полагаясь на проверенные источники. Чаще всего данные пособия продаются в церковных лавках при православных храмах или размещены на известных православных сайтах.
Конечно, бездумное прочтение и перечисление грехов без внутреннего раскаяния не имеет ничего общего с Таинством Исповеди, поэтому стоит тщательно обследовать свою душу, не забыв вспомнить, что больше всего задевает нас, особенно при общении с близкими. Это может быть тщательно скрываемое тщеславие, незамечаемая зависть, мнительность или обида, которую можно честно назвать потревоженной гордыней. Стоит помнить, что многое в нас от маловерия, недоверия Богу.
В подготовке к Исповеди поможет внутренний индикатор – совесть, совмещенная с молитвой. Вместе со здравым и честным анализом собственного поведения, слов и поступков, наша совесть не даст возможности впасть в излишнее самооправдание и осуждение других людей, подсказывая, что на Исповеди будут только двое – сам человек и Бог. Священник же, будучи посредником, все же является таким же человеком, как и все мы; по этой причине не стоит думать о его личной греховности, а стоит верить, что только Сам Господь совершает Таинство.
Священник – помощник, которому запрещено разглашать то, о чем говорилось на Исповеди (согласно каноническому принципу), но он может деликатно направить по нужному пути, дать совет, молитвенно поддержать, благословить на благое дело.
В храме Исповедь принимается чаще всего во время Всенощного бдения (вечернее богослужение) и перед Литургией (утреннее богослужение с Таинством Причастия). Конечно, бывают моменты, когда необходимо исповедаться не во время службы или даже вне церкви (дома или в больнице), но, в любом случае, отношение должно быть таким же основательным, как и в стенах храма.
Как проходит Исповедь?
Перед Таинством священник читает определенные молитвы, во время которых необходимо по его призыву произнести имена, данные в Крещении. Далее, по завершении прочтения молитв, поочередно, по отдельности приглашаются все желающие. Часто на приходах принято пропускать вперед беременных, инвалидов, родителей с маленькими детьми и детей, не достигших 10 лет. Не стоит устанавливать свои правила, а стоит помнить, что замечания и советы в храмах дают только облеченные саном священнослужители.
Сама Исповедь как Таинство – не только важный момент общения с Богом для каждого кающегося, а очень личный, сокровенный момент, по этой причине даже родителю не нужно стоять рядом с ребенком, достигшим семилетнего возраста и направлять его поведение и слова.
В самом начале Исповеди принято назвать имя, данное при Крещении. И, наконец, приступить к самому Таинству, исповедав грехи против Бога, людей и себя. Не стоит бояться открывать постыдные или страшные грехи, но нужно это делать тактично, без лишних подробностей, чувствуя меру. Без раздражения и самооправдания выслушать советы и поучения священника, если такие понадобятся. Не ждать сразу ответов на все вопросы – возможно, душа еще не готова их принять, ввиду духовной незрелости. Также не стоит вести лишние беседы и разглагольствовать – для этого есть иные часы, о которых можно отдельно договориться со священником. Необходимо уважать и ценить не только свое время, но и тех, кто нас окружает.
После окончания Исповеди необходимо поцеловать крест и Евангелие, предварительно перекрестившись перед каждым символом. Далее берется благословение сложением рук перед собой – правая ладонь кладется на левую ладонь, а священник осеняет крестом. По желанию можно приложиться к его руке (поручи) губами или лбом.
Отходя от аналоя, лучше по возможности уйти подальше от кающихся – не только для того, чтобы не услышать их покаяние, но и для освобождения места для других прихожан, особенно если Исповедь проводится недалеко от алтаря, и в его сторону в определенное время направится поток к Причастию или к Елеопомазанию (обряд, символизирующий излияние милости Бога на человека).
И впоследствии, стараться поменьше грешить, побольше молиться, почаще благодарить, стремиться радоваться всему, что дает нам Господь, и жить с надеждой на Божие милосердие, Его помощь, прощение и любовь к нам, грешным.