Голосники в русском храмовом зодчестве

Каждый, кто бывал в старинных церквях, замечал, что звуки в них распространяются не совсем обычно. Храмовая акустика не похожа ни на театральную, ни на концертную. Здесь каждая нота будто «порхает» под сводами. Появлению этого необыкновенного эффекта способствует наличие голосников – сосудов-резонаторов.

Содержание
  1. Отзвуки античности
  2. Технология производства голосников
  3. Размещение голосников в храме
  4. Древняя и Средневековая Русь
  5. Покровский собор

Отзвуки античности

Голосники применялись ещё во времена античности. В театрах под открытым небом в ступени под зрительскими сиденьями вмуровывались бронзовые или терракотовые вазы. Их количество измерялось тысячами. В дальнейшем этот приём стали использовали в Византии при строительстве православных храмов.

Принцип «работы» голосников близок к резонатору Гельмгольца, простейшей моделью которого является морская раковина. Такое устройство резонирует только отдельные звуковые частоты, характерные для спектра человеческого голоса.

Театр Херсонеса

Технология производства голосников

С приходом христианства на Русь зодчие заимствовали традиции греческих мастеров, постепенно формируя на их основе свои. Зодчие пользовались как привозными сосудами из Греции, так и горшками, которые производили на месте.

Местные изделия, по аналогии с амфорами, имели прямое, сильно вытянутое горло. Их делали из так называемой отмученной глины. Для этого её смешивали с водой, затем дожидались, когда на дно выпадут самые крупные частицы, а вода, содержащая растительные примеси окажется на поверхности. После этого осторожно извлекали средний слой самого качественного сырья.

potter at work

Готовые сосуды подвергали обжигу. Процедура представляла собой нагрев и длительную выдержку в печи, а затем постепенное медленное охлаждение. Это способствовало удалению лишней влаги и, как следствие, улучшало свойства материала.

Специальные голосники делали не всегда. Во многих случаях использовали обычные кувшины с ручками и носиками для слива.

Размещение голосников в храме

Особое место занимал вопрос размещения голосников в храме. Для того, чтобы сосуд усиливал звук, его вмуровывали в западной и центральной части храмового помещения, а именно – посередине стен или в нижней части арок. Равномерность распространения звуковых волн достигалась в тех случаях, когда целый комплект сосудов приблизительно одинаковой величины располагали группой.

Кроме этого, имела значение глубина, на которую заделывали резонатор. Толщина стены обычно значительно превышала длину сосуда, при наружный слой создавал надёжную изоляцию от уличного шума. В некоторых случаях горлышки голосников также прикрывались тонким слоем штукатурки.

Древняя и Средневековая Русь

Первые голосники присутствовали в киевской Десятинной церкви. В дальнейшем они были обнаружены во всех древних русских памятниках зодчества: Киеве, Переяславле, Волыни, Чернигове, Полоцке, Смоленске.

Киевская Десятинная церковь (реконструкция)

Эта традиция продолжалась вплоть до периода монгольского вторжения, поскольку голосники выявлены даже в памятниках, относящихся к началу XIII века. При реставрационных работах они были найдены во многих храмах на территории современной России, Белоруссии и Украины: Пскове, Новгороде, Суздале, Нижнем Новгороде, Уфе, Звенигороде, Гродно и др.

Уникальна в этом отношении Коложская церковь в городе Гродно. В её стенах, начиная с полутораметровой высоты, вмурованы многочисленные голосники, которые обращены отверстиями внутрь храма. Исследователи полагают, что их использование преследовало не только цель усиления и обогащения звука, но и облегчения конструкции, а также декорирования.

Голосники Коложской церкви в Гродно

Вместе с тем, во владимирской и галицкой школах голосники не применялись. Исключение составляет Мономахов Успенский собор в Суздале, который строили зодчие из южной Руси, используя свои приёмы. Этот храм, возведённый в XIII столетии, неоднократно разрушался, и принял окончательный вид только в XVI веке. Именно тогда, во время реставрационно-строительных работ, были найдены вмурованные в его стены кувшины.

Успенский собор (г.Суздаль)

Покровский собор

Ещё один пример использования голосников – столичный Собор Пресвятой Богородицы, что на Рву, широко известный как храм Василия Блаженного на Красной площади, построенный в XVI столетии. Удивительно колоритный и сочный звук обеспечивают здесь кувшины, вмонтированные под окнами, благодаря чему исчезают лишние голосовые колебания.

Собор Пресвятой Богородицы, что на Рву (г.Москва)

Изучением этого вопроса занялись во время реставрационных работ в 1950-х годах. Архитекторы выполнили обмеры и создали на их основе чертежи с указанием расположения голосников.

Чертежи с указанием расположения голосников, 1950-е годы

В 2015 году работы возобновили. Исследователи поднялись более чем на двадцатиметровую высоту и обнаружили шестнадцать отверстий, каждый из которых имел около пятнадцати сантиметров в диаметре. Вмурованные сосуды сгруппированы по два на каждой грани восьмерика приблизительно на равном расстоянии. Характерно, что носики для слива у всех кувшинов ориентированы наверх. Наощупь, с помощью гибкой проволоки, были произведены замеры: высота от 51– 56,5 см, максимальный диаметр 43 см, диаметр дна – 19 см.

Реконструкция кувшина-голосника
Горло голосника

Сотни лет в древних церквях голосники по-прежнему создают удивительное акустическое поле. Это даёт почву для размышлений современным проектировщикам храмовых зданий.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest