Молитвы могут быть общими, когда мы молимся все вместе в храме, и личными, то есть когда мы один...
Раннемосковский (Московский) стиль
Раннемосковский стиль (Раннемосковская школа) – это одно из региональных направлений древнерусской архитектуры, зародившееся в Москве в XIV веке, а затем получившее огромное повсеместное распространение в Московском Великом княжестве и сопредельных территориях, и, со временем, ставшее основой для формирования общерусского стиля храмовой и светской архитектуры.
В контексте локального регионального направления, описываемая школа обычно упоминается как “Раннемосковская”, а в контексте уже широко распространённого общерусского архитектурного направления, обозначается как “Московский стиль”.
Архитектурные традиции и особенности Раннемосковского стиля наследуют культурным и идеологическим устремлениям региональных архитектурных школ древнерусского зодчества предмонгольской поры, развитие которых было прервано монголо-татарским нашествием в середине 13 века.
Бурная строительная деятельность зодчих московского региона в первой половине 14 в, вызванная рядом политических и исторических причин, приведших к возвышению Москвы, стала началом развития уникальной, самостоятельной архитектурной традиции, базирующейся однако на достижениях, главным образом, владимиро-суздальских зодчих домонгольского периода. Типичным для раннемосковской архитектуры стал четырехстолпный, почти квадратный в плане храм, с тремя апсидами на востоке и завершенный единственной световой главой на высоком барабане, покоящейся на специальном постаменте, окруженном декоративными кокошниками. Все закомары приобрели килевидное завершение в противовес циркульному, бытовавшему ранее, в домонгольское время. Килевидными стали и архивольты порталов и даже арочные завершения оконных проемов. Перед входами появились высокие лестницы, а посередине высоты, расчлененных пилястрами с полуколонками, фасадов, как правило, устраивался трехчастный резной фриз, опоясывающий здание по периметру.
Помимо развития собственных традиций, в Московский стиль были, в ограниченной мере, добавлены и некоторые элементы и приемы европейской (главным образом Балканского региона) архитектуры тех лет, привнесённые иностранными строителями и архитекторами, приглашёнными для работы в Московское Великое княжество.
Также, кроме всего вышеперечисленного, в значительной мере, улучшились техники и приёмы непосредственно строительства, принятые в те годы. Новые технологии позволили преобразить и внутреннее убранство храмов, сделав их более просторными за счёт уменьшения веса сводов и шире расставленных столбов, но при этом была сохранён должный уровень устойчивости сооружения.
Всё это вкупе, в значительной мере, повлияло на темпы развития и распространения Раннемосковского стиля, приобретшего в итоге, в немалой степени и благодаря политическому возвышению и главенству Москвы, доминирующую позицию на Руси.
Большинство русских православных храмов, построенных на Руси в 15 – 16-м вв, относится именно к Московскому стилю, ибо Рязань, Тверь и Новгород, утратив политическую независимость, вынуждены были и в архитектурно-художественном плане идти в «фарватере», прокладываемом Москвой.
К концу XVI века на базе Раннемосковского стиля начала складываться общерусская архитектурная традиция, прочно завоевавшая свои позиции во всех регионах, сложившегося к этому времени, Русского централизованного государства (Царства) с центром в Москве. К сожалению, дальнейшее развитие стиля оказалось прервано событиями Смутного времени в самом начале 17 века. В последующие сотни лет русская православная архитектура сохранила в себе значительную часть черт Раннемосковского стиля, но уже не продолжала их напрямую, а применяла в той или иной мере в составе новых архитектурных стилей.
В контексте локального регионального направления, описываемая школа обычно упоминается как “Раннемосковская”, а в контексте уже широко распространённого общерусского архитектурного направления, обозначается как “Московский стиль”.
Архитектурные традиции и особенности Раннемосковского стиля наследуют культурным и идеологическим устремлениям региональных архитектурных школ древнерусского зодчества предмонгольской поры, развитие которых было прервано монголо-татарским нашествием в середине 13 века.
Бурная строительная деятельность зодчих московского региона в первой половине 14 в, вызванная рядом политических и исторических причин, приведших к возвышению Москвы, стала началом развития уникальной, самостоятельной архитектурной традиции, базирующейся однако на достижениях, главным образом, владимиро-суздальских зодчих домонгольского периода. Типичным для раннемосковской архитектуры стал четырехстолпный, почти квадратный в плане храм, с тремя апсидами на востоке и завершенный единственной световой главой на высоком барабане, покоящейся на специальном постаменте, окруженном декоративными кокошниками. Все закомары приобрели килевидное завершение в противовес циркульному, бытовавшему ранее, в домонгольское время. Килевидными стали и архивольты порталов и даже арочные завершения оконных проемов. Перед входами появились высокие лестницы, а посередине высоты, расчлененных пилястрами с полуколонками, фасадов, как правило, устраивался трехчастный резной фриз, опоясывающий здание по периметру.
Помимо развития собственных традиций, в Московский стиль были, в ограниченной мере, добавлены и некоторые элементы и приемы европейской (главным образом Балканского региона) архитектуры тех лет, привнесённые иностранными строителями и архитекторами, приглашёнными для работы в Московское Великое княжество.
Также, кроме всего вышеперечисленного, в значительной мере, улучшились техники и приёмы непосредственно строительства, принятые в те годы. Новые технологии позволили преобразить и внутреннее убранство храмов, сделав их более просторными за счёт уменьшения веса сводов и шире расставленных столбов, но при этом была сохранён должный уровень устойчивости сооружения.
Всё это вкупе, в значительной мере, повлияло на темпы развития и распространения Раннемосковского стиля, приобретшего в итоге, в немалой степени и благодаря политическому возвышению и главенству Москвы, доминирующую позицию на Руси.
Большинство русских православных храмов, построенных на Руси в 15 – 16-м вв, относится именно к Московскому стилю, ибо Рязань, Тверь и Новгород, утратив политическую независимость, вынуждены были и в архитектурно-художественном плане идти в «фарватере», прокладываемом Москвой.
К концу XVI века на базе Раннемосковского стиля начала складываться общерусская архитектурная традиция, прочно завоевавшая свои позиции во всех регионах, сложившегося к этому времени, Русского централизованного государства (Царства) с центром в Москве. К сожалению, дальнейшее развитие стиля оказалось прервано событиями Смутного времени в самом начале 17 века. В последующие сотни лет русская православная архитектура сохранила в себе значительную часть черт Раннемосковского стиля, но уже не продолжала их напрямую, а применяла в той или иной мере в составе новых архитектурных стилей.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru