Таинства Церкви
Люди, посещающие храм регулярно, знают, что в церкви установлены Таинства. Для чего они нужны, и кому можно участвовать в них?
- Семь Таинств Православной Церкви
- Крещение
- Миропомазание
- Исповедь
- Евхаристия
- Хиротония
- Венчание
- Елеосвящение
Семь Таинств Православной Церкви
В Православной Церкви установлены семь Таинств:
- Евхаристия (причастие).
- Покаяние (исповедь).
- Крещение.
- Брак (венчание).
- Хиротония (священство).
- Елеосвящение (соборование).
- Миропомазание.
Таинства покаяния (исповедь), крещения и евхаристия установлены Самим Господом Иисусом, о чем говорится в Евангелии.
Само слово «таинство» означает что-
то сокровенное, таинственное. В данном случае оно означает таинственное
действие Божьей Благодати, сокровенное не только от людей, но и для ангелов.
Господь таинственным образом посылает человеку, принимающему участие в
Таинстве, Божественную силу Благодати.
Господь хочет нашего спасения и
для этой цели Он ввел церковные Таинства, чтобы люди смогли приобщиться через
них Благодати, которая действует таинственным образом.
В некоторых Таинствах человек может принимать участие несколько раз в жизни, например, Таинство причастия, исповеди, соборование. А в некоторых участвует только раз в жизни (крещение, миропомазание). В некоторых Таинствах он вообще не имеет возможности участвовать (священническая хиротония).
Без Таинств хождение в церковь было бы бессмысленным. Участие в Таинствах и получение через них Благодати – главная цель посещения храма.
Стоит добавить, что все Таинства
требуют особой подготовки от человека, душевной и телесной. Нельзя принимать
участие в Таинствах в состоянии плотской нечистоты.
Стоит рассмотреть каждое Таинство
отдельно.
Крещение
Крещение — самое первое Таинство, с которым человек встречается, принимая православную веру. Оно служит первоначальной ступенью вхождения в церковь. Так принято в нашей стране, что крещение проходят люди совсем еще в раннем возрасте. Крестят обычно младенцев, недавно появившихся на свет. Такой обычай произошел из-за распространенной детской смертности на древней Руси. Родители, боясь, что ребенок перейдет в иной мир некрещеным в православную веру (а значит – лишенным Благодати и возможности попасть в Царство Небесное), крестили его как можно раньше. Если ребенок рождался больной, то крестили сами родители сразу после его рождения.
Но чин Таинства рассчитан на взрослого человека. В него
входят осознанное отречение оглашенного (человека, намеревающегося принять
православную веру) от сатаны и готовность соединиться со Христом душой и духом.
Поскольку, этот момент нельзя опустить, пришлось ввести в
чин нового человека, который смог бы произнести за неумеющего говорить младенца
некоторые слова, положенные по чину. Эти люди стали называться крестными
родителями, или просто – крестными.
Задача крестных родителей в ходе Таинства:
- принять ребенка из купели;
- произнести слова отречения и соединения со Христом;
- прочесть символ веры;
- надеть крест и крещальную рубаху на младенца.
Далее они по мере возможности
должны молиться за крестника, наставлять его на путь веры.
Если крестится взрослый человек,
он сам произносит все слова. Крестные ему не нужны.
В этом Таинстве человек получает Благодать, отвращающую его от прежней греховной жизни.
Миропомазание
Таинство крещения неразрывно связано с Миропомазанием. Они составляют как бы один чин. После того, как человек вышел из купели, священник помазует его освященным миром.
Миро является символом Благодати, поэтому оно имеет тонкий,
приятный аромат. Священник имеет право помазать им человека всего раз в его
жизни – на Таинстве Крещения. В этом момент он произносит слова: «Печать Дара
Духа Святого».
Помазуются обычно определенные части тела. В этот день
человек уже не должен купаться, принимать ванну, душ и другие водные процедуры.
В этом Таинстве дается Благодать, наставляющая человека на
истинный путь.
Исповедь
После прохождения Таинства Крещения и Миропомазания человек, если это взрослый, чувствует себя особенно. Это непередаваемое состояние обновления. Но так устроена падшая человеческая природа, что рано или поздно человек впадает в грехи и прегрешения. Возвышенное состояние проходит и на смену ему приходит тяжесть и горечь от содеянного.
Понятно, что это – следствие грехопадения и прямая дорога в ад. Но Милостивый Господь не хочет смерти грешника, поэтому Он и пришел на землю, принял страшную крестную смерть, чтобы мы имели возможность покаяться после греха и исправить свою жизнь, а через это спастись. Покаяние не зря называют «вторым крещением», потому что на этом Таинстве прощаются все названные грехи человеку, и его душа в результате очищается и обновляется.
На Таинстве исповеди должны присутствовать всего двое – кающийся человек и священник, который играет роль свидетеля и нотариуса одновременно. Человек называет вслух свои грехи, искренне раскаиваясь в них, а священник силой, данной ему Богом, прощает грехи человеку и как бы ставит печать «прощено». Как сказал в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «кому простите грехи, тому простятся». Такой властью прощать грехи обладают только священники.
После покаяния человек уже не должен повторять названные грехи, ибо цель покаяния – исправление. Через это Таинство человек получает Благодать, оставляющую грехи.
Евхаристия
Таинства исповеди и причастия обычно связаны. После исповеди
человек может принять Святые Дары, т.е. причаститься. Для этого нужна
специальная подготовка – она называется «постом». Это – воздержание от
скоромной пищи, супружеских отношений, злых дел, слов и мыслей.
Это Таинство – самое главное. Во время него в душу человека входит Сам Христос. На Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Это – великое Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.
Обычно Евхаристия совершается на Божественной литургии в храме. Но иногда по человеческой немощи (например, болезни) человека можно причащать на дому. Но всё-таки посещение храма очень важно.
В этом Таинстве человеку дается Благодать соединения со Христом.
Хиротония
Совершать Евхаристию, равно как и другие Таинства, имеют право только священнослужители. Посвящение простого мирянина в священнослужителя называется «хиротонией».
Первообразом священнослужителей были апостолы. В Евангелии сказано, как произошло чудесное насыщение нескольких тысяч людей малым количеством хлебов и рыбы. Это и есть – прообраз Евхаристии, а апостолы здесь играют роль священников.
Хиротония (рукоположение) бывает:
- в чтеца;
- в иподиакона;
- в диакона;
- в иерея;
- в архиерея.
Хиротония совершается выше поставленным церковным лицом,
обычно архиереем. Во архиереи рукополагает сам патриарх.
В этом Таинстве дается Благодать священнослужителям пасти
стадо Христово.
Венчание
Низшим церковным чинам (чтецам и иподиаконам) можно вступать в брак, а диаконам, иереям и архиереям нельзя (последние принимают монашество). Человек, принимающий чин диакона или иерея, должен уже состоять в браке или уже никогда не вступать в брак.
После совершения Таинства венчания двое уже считаются мужем
и женой. Развод церковью запрещен, поэтому подходить к этому надо со всей
серьезностью, выбирая спутника на всю жизнь.
На венчании читаются молитвы о благословении супружеской
жизни, успешном чадородии, здравии членов новой семьи, семейном мире и взаимопонимании.
В этом Таинстве людям дается Благодать сохранения семейного
мира, рождения и воспитания детей. Брак имеет прообразом союз Христа с
Церковью.
Елеосвящение
Таинство Елеосвящения совершается над болящим человеком на дому, но иногда и в храме. Его цель – молитва об исцелении болящего. Во время него освящается масло, и им же помазываются участки тела больного.
При этом читаются:
- Апостол;
- Евангелие;
- специальные молитвы.
Все это повторяется семь раз. Первоначально было принято,
что больного помазали семеро священников, поэтому и Таинство называется
«соборованием», т.е. совместной молитвой, соборным действием. В этом Таинстве человеку дается Благодать на выздоровление.
Более подробно о каждом из Таинств можно прочитать в разделе «Таинства Церкви».
О семи Таинствах Церкви