Сегодня уже невозможно представить православный храм без свечей. Они стали прообразом жертвы, которую верующий народ приносит Богу. Христианину...
Смоленская архитектурная школа
Смоленская архитектурная школа – особое направление в древнерусской православной архитектуре, имевшее большое распространение в Смоленской и Полоцкой землях.
В домонгольский период Смоленская архитектура заметно выделялась в сравнении с прочими региональными школами древней Руси – это было обусловлено тем, что Смоленско-Полоцкие храмы развивались ввысь за счёт высокого завершения и главы храма, поднятой на специальный пьедестал, оформленный снаружи псевдозакомарами-кокошниками. В большинстве же прочих регионов Руси зодчие всё ещё продолжали в значительной мере следовать Киевским архитектурным традициям, для которых было типично развитие здания храма в ширину, а не в высоту.
Также для Смоленской школы было в гораздо большей степени распространено применение разнообразных галерей в пределах храма, а также одновременно нескольких притворов, примыкающих к основному объёму храма с разных сторон.
Практика и традиции Смоленско-Полоцкой православной архитектуры появились в городе Смоленске в 1180-е – 1190-е годах, однако здесь не наблюдается процесс эволюции и становления новых форм; они появились внезапно, и в готовом виде, очевидно, занесённые извне. Об их происхождении можно судить, если обратиться к архитектуре соседнего Полоцкого княжества. Именно там, благодаря политической оппозиции Полоцка по отношению к Киеву, и появилась эта своеобразная архитектурная традиция, ибо полоцкие князья от полоцких зодчих вовсе не требовали повторения киевских форм; скорее, наоборот, – непохожесть возводимых построек на киевские должна была более импонировать заказчикам. Но, в условиях феодальных междоусобиц древней Руси, в конце 12 века Полоцк стал политически зависим от Смоленских князей, которые перевели в Смоленск полоцкую строительную артель, продолжившую именно в Смоленске свою деятельность по созданию совершенно уникальной и самобытной архитектуры, ставшей однако законодательницей моды на всем пространстве древней Руси.
Короткий взлёт смоленского зодчества продолжался чуть более 40 лет, но за эти годы была создана, одна из самых ярких, по выражению нового архитектурного образа, школ древней Руси. Смоленская архитектурная школа в исключительно яркой форме отразила те передовые тенденции, которые наметились в русском зодчестве в конце 12 века. Храмам смоленской школы была присуща стройность и острота силуэта, динамичность архитектурной композиции, богатство декоративных элементов на фасадах отражены в смоленских храмах данной поры с предельной полнотой, не меньшей, чем в зданиях таких передовых архитектурных школ, как владимиро-суздальская или киевская. Именно этот прогрессивной элемент в смоленской архитектуре и наделил её большой популярностью, а в связи с наличием в Смоленске востребованных архитекторов и строителей, возможность вести активную работу и в других регионах древней Руси. В Новгороде и его землях это чувствовалось особенно сильно, поскольку здесь архитектурная сфера полностью продолжала строго следовать традициям, сложившимся в середине 12 века, и консерватизм новгородских православных зодчих, очевидно, явно вступал в открытое противоречие с новыми художественными требованиями и веяниями.
Однако Смоленское зодчество не получило прямого продолжения в общерусской архитектуре более позднего времени, оно не передало Москве эстафеты развития архитектурных форм. Тем не менее, в зодчестве древнего Смоленска можно видеть ряд особенностей, получивших широкое распространение именно в московской архитектуре. Высотность, ярусность и вертикальная устремленность композиции характерна как для смоленских храмов, так и для раннемосковских. Высоко поднятые полы смоленских церквей начала 13 века. создают перед порталом высокие лестницы, что находит прямые аналогии и в Московской архитектуре начала 15 века.
Развитие описываемой архитектурной школы прекратилось около 1230 года, когда Смоленск сначала сильно пострадал от землетрясения, а затем в округе разразился сильный двухгодичный голод. Указанные обстоятельства привели к резкой смене политической и культурной обстановки в регионе – ещё не успевшие полностью закрепиться традиции Смоленско-Полоцкой архитектуры оказались не готовы к столь серьёзным общественным потрясениям и политическим реформам.
А последние надежды на возможное возрождение и дальнейшее развитие Смоленско-Полоцкой архитектуры были загублены в ходе разрушительного татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов…
До наших дней сохранились всего 3 древних храма Смоленской и Полоцкой архитектурной школ. Частично сохранились Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь) в Смоленске 1180-х годов, Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде начала 13 в, и Спасский собор Евфросиньева монастыря в Полоцке 1160-1170 гг, который по праву можно считать одним из храмов – родоночальников Смоленской и Полоцкой архитектуры.
В домонгольский период Смоленская архитектура заметно выделялась в сравнении с прочими региональными школами древней Руси – это было обусловлено тем, что Смоленско-Полоцкие храмы развивались ввысь за счёт высокого завершения и главы храма, поднятой на специальный пьедестал, оформленный снаружи псевдозакомарами-кокошниками. В большинстве же прочих регионов Руси зодчие всё ещё продолжали в значительной мере следовать Киевским архитектурным традициям, для которых было типично развитие здания храма в ширину, а не в высоту.
Также для Смоленской школы было в гораздо большей степени распространено применение разнообразных галерей в пределах храма, а также одновременно нескольких притворов, примыкающих к основному объёму храма с разных сторон.
Практика и традиции Смоленско-Полоцкой православной архитектуры появились в городе Смоленске в 1180-е – 1190-е годах, однако здесь не наблюдается процесс эволюции и становления новых форм; они появились внезапно, и в готовом виде, очевидно, занесённые извне. Об их происхождении можно судить, если обратиться к архитектуре соседнего Полоцкого княжества. Именно там, благодаря политической оппозиции Полоцка по отношению к Киеву, и появилась эта своеобразная архитектурная традиция, ибо полоцкие князья от полоцких зодчих вовсе не требовали повторения киевских форм; скорее, наоборот, – непохожесть возводимых построек на киевские должна была более импонировать заказчикам. Но, в условиях феодальных междоусобиц древней Руси, в конце 12 века Полоцк стал политически зависим от Смоленских князей, которые перевели в Смоленск полоцкую строительную артель, продолжившую именно в Смоленске свою деятельность по созданию совершенно уникальной и самобытной архитектуры, ставшей однако законодательницей моды на всем пространстве древней Руси.
Короткий взлёт смоленского зодчества продолжался чуть более 40 лет, но за эти годы была создана, одна из самых ярких, по выражению нового архитектурного образа, школ древней Руси. Смоленская архитектурная школа в исключительно яркой форме отразила те передовые тенденции, которые наметились в русском зодчестве в конце 12 века. Храмам смоленской школы была присуща стройность и острота силуэта, динамичность архитектурной композиции, богатство декоративных элементов на фасадах отражены в смоленских храмах данной поры с предельной полнотой, не меньшей, чем в зданиях таких передовых архитектурных школ, как владимиро-суздальская или киевская. Именно этот прогрессивной элемент в смоленской архитектуре и наделил её большой популярностью, а в связи с наличием в Смоленске востребованных архитекторов и строителей, возможность вести активную работу и в других регионах древней Руси. В Новгороде и его землях это чувствовалось особенно сильно, поскольку здесь архитектурная сфера полностью продолжала строго следовать традициям, сложившимся в середине 12 века, и консерватизм новгородских православных зодчих, очевидно, явно вступал в открытое противоречие с новыми художественными требованиями и веяниями.
Однако Смоленское зодчество не получило прямого продолжения в общерусской архитектуре более позднего времени, оно не передало Москве эстафеты развития архитектурных форм. Тем не менее, в зодчестве древнего Смоленска можно видеть ряд особенностей, получивших широкое распространение именно в московской архитектуре. Высотность, ярусность и вертикальная устремленность композиции характерна как для смоленских храмов, так и для раннемосковских. Высоко поднятые полы смоленских церквей начала 13 века. создают перед порталом высокие лестницы, что находит прямые аналогии и в Московской архитектуре начала 15 века.
Развитие описываемой архитектурной школы прекратилось около 1230 года, когда Смоленск сначала сильно пострадал от землетрясения, а затем в округе разразился сильный двухгодичный голод. Указанные обстоятельства привели к резкой смене политической и культурной обстановки в регионе – ещё не успевшие полностью закрепиться традиции Смоленско-Полоцкой архитектуры оказались не готовы к столь серьёзным общественным потрясениям и политическим реформам.
А последние надежды на возможное возрождение и дальнейшее развитие Смоленско-Полоцкой архитектуры были загублены в ходе разрушительного татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов…
До наших дней сохранились всего 3 древних храма Смоленской и Полоцкой архитектурной школ. Частично сохранились Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь) в Смоленске 1180-х годов, Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде начала 13 в, и Спасский собор Евфросиньева монастыря в Полоцке 1160-1170 гг, который по праву можно считать одним из храмов – родоночальников Смоленской и Полоцкой архитектуры.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru